Конспект урока (интегрированный с музыкой) Тема: "Красота природы и правда ее отображения в музыке, живописи и архитектуре. Эпоха классицизма в Петербурге" 6 класс
Конспекты уроков Комментарии (49)Государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение
для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии
специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат№2 (IV вида)
Кировского административного района
Санкт-Петербурга.
Интегрированный урок с элементами мастерской по музыке и истории и культуре СПб
6 класс
Тема: «КРАСОТА ПРИРОДЫ И ПРАВДА ЕЕ ОТОБРАЖЕНИЯ В МУЗЫКЕ, ЖИВОПИСИ И АРХИТЕКТУРЕ.
ЭПОХА КЛАССИЦИЗМА В ПЕТЕРБУРГЕ»
Учитель истории и культуры СПб Сторчилова А.А. совместно с учителем музыки Первушина И.А.
Цель: сформировать понятие «классическая музыка» и дать представление о воплощении идей классицизма в архитектуре, садово-парковом искусстве и музыке;
Задачи:
Обучающие: 1) познакомить с творческой биографией А.Г. Рубинштейна, П.И. Чайковского и историей основания Петербургской Консерватории;
2) повторить песню Т. Гальперина «Осенний романс».
Развивающие: 1) формировать умение слушать исполнение классической музыки и представлять картины природы;
2) развивать эстетический вкус, чувство прекрасного; развивать познавательный интерес через дифференцированное домашнее задание,
3) закрепить полученные ранее знания, активизируя различные виды ассоциативной памяти, используя картины художников XIX в, видеозарисовки города, музыкальные произведения: А. Рубинштейн романс «Клубится волною», «Вальс-каприз», П. Чайковский Симфония №1 «Зимние грезы».
Воспитательные: воспитывать любовь к классической музыке, родному городу через эстетическую нравственную силу музыкального и изобразительного искусства.
Оборудование и материалы:
Портреты А.Г. Рубинштейна, П.И. Чайковского, фото Петербурга, Петербургской Консерватории, картины художников по теме: «Петербург – реки, каналы», видеофильм «Зимний Петербург» в музыкальном сопровождении П.И. Чайковский Симфония №1 «Зимние грезы»; презентация: «Пригороды Петербурга. Павловский курзал», музыкальные записи: А. Рубинштейн романс «Клубится волною», «Вальс-каприз».
Природа вошла в русское искусство так, как входит она в
нашу жизнь. Без природы искусство задохнулось бы, как мы
сами задыхаемся, когда подолгу бываем от природы оторваны.
Д. Кабалевский
Ход урока:
I. Организационный момент
II. Объявление темы и цели урока.
Вступительное слово:
Сегодня у нас необычный урок. Сегодня мы будем слушать музыку, наслаждаться прекрасными пейзажами и видами Петербурга, говорить о русской природе, нашем городе. Тема нашего урока: «Красота природы и правда ее отображения в музыке, живописи и архитектуре. Эпоха классицизма в Петербурге»
Классицизм – предмет нашего изучения на уроках истории и культуры Санкт-Петербурга в этом году. Этот стиль появляется в России в эпоху просвещения, в правление императрицы Екатерины Великой. Именно тогда в обществе появляется интерес к природе, как кладезю эстетических, нравственных впечатлений, научных знаний. Гармония природы нашла свое отображение в архитектуре, музыке, живописи эпохи классицизма. Древние греки говорили: «Архитектура – музыка застывшая в камне» А музыка, в свою очередь – рождалась из звуков природы.
Стихотворение «Музыка» М. Ивенсена
Музыка
Послушай: музыка вокруг;
Она во всем – в самой природе,
И для бесчисленных мелодий
Она сама рождает звук.
Ей служат ветер, плеск волны,
Раскаты грома, звон капели,
Птиц несмолкаемые трели
Среди зеленой тишины.
И дятла дробь, и поездов
Гудки, чуть слышные в дремоте,
И ливень – песенкой без слов,
Все на одной звенящей ноте.
А снега хруст, а треск костра!
А металлическое пенье,
И звон пилы, и топора!
А проводов степных гуденье!
…Вот почему-то иногда
Почудится в концертном зале,
Что нам о солнце рассказали,
О том, как плещется вода,
Как ветер шелестит листвой,
Как, заскрипев, качнулись ели…
А это арфы нам напели,
Рояль, и скрипка, и гобой.
М. Ивенсен
Сегодня мы попробуем объединить эти стороны бытия человека. Героями нашего урока будут петербуржцы, которые жили здесь, черпали свое вдохновение.
Определение классицизма.
А что такое классицизм? Дайте определение.
Диалог с учащимися о классической музыке.
На доске слова – стиль XVII – XVIII вв
Основы
Высокие художественные требования
Глубина
Содержательность
Идейная значительность
Совершенство формы
III. Основание Петербургской Консерватории и биография А.Г. Рубинштейна
Антон Григорьевич Рубинштейн – русский пианист, композитор, дирижер, музыкально-общественный деятель. Родился в небогатой семье. Фортепьянной игре обучался сначала у матери, затем у известного в свое время педагога А.И. Виллуана. Мальчиком совершил триумфальное концертное турне по городам Европы. Находясь за границей, учился в Берлине, Вене, общался с Мендельсоном, оказавшим влияние на формирование творчества молодого Р. По возвращении в Петербург выступал как пианист и дирижер. В 1850 году написал первую оперу. Плодовитый композитор, Р. обращался к различным музыкальным жанрам – к опере, оратории, симфонии, концерту, романсу, сольной и ансамблевой инстр. пьесе. Он широко опирался на интонации рус.гор.фольклора, вместе с тем использовал устоявшиеся формы зарубежной музыки. Завоевал славу одного из величайших пианистов современности.
По инициативе и под руководством Р. были организованы Певческая академия (1858), Русское музыкальное общество (1859 дирижировал оркестром) и первая в России консерватория - Петербургская (1862, до 1867 – ее профессор и директор).
IV. Весна. Романс А. Рубинштейна «Клубится волною»
Весну на нашем уроке представляет романс А.Г. Рубинштейна «Клубится волною».
Прослушайте.
Вы услышали весну?
Дайте музыкальный анализ.
Просмотрите иллюстрации, которые лежит у вас на столах. Выберите одну, которая, по вашему мнению, больше всего подходит к звучанию романса.. (Уч-ся выбирают иллюстрации, прикрепляют их на доску)
V. Лето. А. Рубинштейн «Вальс-каприз»
Другое произведение, другое время года. Лето.
Летом наш город пустел. Вся публика отправлялась загород, в пыльном, скучном Петербурге оставались только рабочие, которые ремонтировали мостовые, набережные, подкрашивали фасады особняков, строили новые здания.. Для увеселения публики, в пригородных парках строились концертно-танцевальные залы, где устраивались танцевальные и концертные вечера.
Прослушайте вальс-каприз А. Рубинштейна и посмотрите видео-презентацию «Павловский курзал».
Музыкальный анализ произведения.
VI. П.И. Чайковский Симфония №1 «Зимние грезы».
Зиму представляет произведение другого композитора. П.И. Чайковский был выпускником и первым учеником Петербургской Консерватории.
Рассказ о П.И. Чайковском.
Петр Ильич Чайковский – русский композитор, дирижер, музыкально-общественный деятель. Родился в семье горного инженера, начальника Камско-Воткинского завода и позже директора Технологического института в Петербурге. Уже в детстве проявилось влечение Ч. к музыке. В 5 лет начал учиться игре на фортепиано, однако профессиональное призвание определилось поздно. В 1859 году Ч. окончил Училище правоведения в Петербурге и поступил на службу в Министерство юстиции. К этому времени относятся первые попытки композиции. В 1861 начал заниматься в классах РМО, преобразованных в Петербургскую консерваторию. Здесь Ч. учился под руководством Рубинштейна и др. педагогов. В 1865 году окончил консерваторию с отличием, переезжает в Москву. И дальнейшая его жизнь связана с Москвой. Но, дух Петербурга, усвоенный в юности, оказал значительное влияние на творчество композитора.
Первое объемное произведение по окончании Консерватории – Симфония №1 «Зимние грезы». Она посвящена А.Рубинштейну. Прослушайте фрагмент и посмотрите видео-зарисовку «Зимний Петербург».
Дайте музыкальный анализ произведения.
VII. Исполнение песни Т. Гальперина «Осенний романс»
О каком времени года мы еще не говорили на нашем уроке? (Осень)
Сейчас мы слово предоставим вам. Вы исполните романс ленинградского, Санкт-Петербургского композитора Теодора Гальперина «Петербургская осень». Эта музыкальная форма созвучна нашему городу и эпохе классицизма, о которой мы говорили на нашем уроке. И это будет прекрасное завершение урока.
VIII. Итог урока. Рефлексия.
Продолжите одну из фраз
Сегодня мне понравилось (запомнилось)…
Сегодня на уроке я узнал(а), что музыка, природа, архитектура, Петербург …
ЛИТЕРАТУРА
- Гальперин Т. Свидание Невского с Невой…/ Песни о Санкт-Петербурге для голоса в сопровождении гитары. Изд-во «Композитор. Санкт-Петербург», 2003 г., 56 с.: ил.
- Музыкальная энциклопедия/под ред. Ю.В. Келдыша, т.2, с. 910, Консерватория
- Музыкальная энциклопедия/под ред. Ю.В. Келдыша, т. 4, с. 731 – 738 А. Рубинштейн
- Музыкальная энциклопедия/под ред. Ю.В. Келдыша, т.6, с. 171- 189 П.И. Чайковский
- Резанов А.С. Музыкальный Павловск, Л, издательство «Музыка» Ленинградское отделение, 1978, 230 с., ил.