Государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение
для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии
специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат№2 (IV вида)
Кировского административного района
Санкт-Петербурга
______________________________________________

                                                                                  КОНСПЕКТ УРОКА
                                                                                 ПО ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЕ СПб в 9 КЛАССЕ

 

                                                                                                Тема:

АМПИР В АРХИТЕКТУРНОМ ОБЛИКЕ ПЕТЕРБУРГА
СЕРЕДИНЫ XIX ВЕКА

Учитель: СТОРЧИЛОВА А.А.

 

 

ЦЕЛЬ УРОКА: дать понятие об архитектурном стиле ампир, облике Санкт-  Петербурга середины  XIX в.

 

ЗАДАЧИ УРОКА:

    1. Продолжать учить самостоятельной работе по анализу архитектурных памятников, работе с иллюстрацией, картой-схемой.

    2. Закреплять умение работать со справочной литературой.

    3. Продолжать учить работать в группе.

 

ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ:

«Победный марш (фанфарный) Слава России» (неизв. автор XIX в.); карточка со словарной статьей «империя» (толковый словарь русского языка); автопортрет и репродукции картин Давида Ж.Л. ("Портрет мадам Рикомье", "Клятва Горациев", "Ликторы приносят Бруту тела его сыновей"; портрет К.И. Росси; карта СПб; рисунки-схемы ансамблей центральных площадей СПб; иллюстрации: арка Главного Штаба и фрагменты, арка Сената и Синода и фрагменты, Александринский театр и улица  Зодчего Росси и фрагменты, Михайловский дворец (Русский музей) и решетка перед дворцом. Или презентация, включающая перечисленные материалы.

 Приложения см. во вложенных папках

ПОДГОТОВКА: учащиеся готовят домашнее задание на тему: «Ансамбль пл. Островского, Александринский театр»  в виде сообщений  и презентаций.

 

 ХОД УРОКА:

              I.      Организационный момент

       Учащиеся рассаживаются за столы по 4-5 человек

На столах приготовлены комплекты материалов для самостоятельного  изучения в группах.

 

          II.      Заставка урока.

     Звучит музыка XIX в.: «Победный марш» (неизвестный автор в исполнении духового оркестра).

Учитель: В 1814 году Россия и Петербург встречали победителей в Отечественной войне 1812 г. народ ликовал. В стране наблюдался небывалый национальный и патриотический подъем. Россия в первой четверти XIX в. становится крупнейшей и сильнейшей империей Европы.

 

       III.      Объявление темы урока. Понятие об архитектурном стиле «ампир».

     Учитель: Что такое империя? Ваши ассоциации. (ответы учащихся записываются на доске в виде кластера, обобщаются. Выводится понятие «империя»).

     Учащиеся (совещаются в группах):

                         Огромное государство      

Государство,                                                          жесткое
управляемое               ИМПЕРИЯ                             правление
 императором

 

                   Римская                   Египет          армия
                   империя

 

     Учитель: Проверим наши выводы. Прочитаем словарную статью.

     Учащиеся (читают словарную статью)

 

ИМПЕРИЯ – монархическое государство во главе с императором, вообще государство, состоящее из территорий, лишенных экономической и политической самостоятельности и управляемых из единого центра.

 

     Учитель: В это время в России появляется архитектурный стиль АМПИР, само название которого в переводе с французского языка означает «империя». Это тема нашего урока.

     Запись в тетради: ампир – от фр. «империя». Художественный стиль, созданный во Франции в эпоху Наполеона Бонапарта, наследующий традиции Др. Рима и Египта. В России развивался с 1810-х по 1830-е гг.

    Стиль должен был демонстрировать национальный подъем и патриотический пафос того времени. Что должно быть характерно для этого стиля?

     Учащиеся (совещаются в группах):

     Учитель ответы учащихся фиксирует на доске, дополняя их в процессе работы на уроке

 

МАССИВНОСТЬ

СКУЛЬПТУРА

ГЕРАЛЬДИЧЕСКИЕ ЗНАКИ

МОНУМЕНТАЛЬНОСТЬ

ОРДЕР

АНСАМБЛЕВОСТЬ

ПОРТИК

АРМАТУРА

КОЛОННАДЫ

 

       IV.      ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ СТИЛЯ. Лекция учителя.

 

     Главная роль в формировании стиля принадлежала не архитектору. А живописцу Давиду Жаку Луи («Клятва Горациев», «Брут» и др.) (см. Приложение №1) Для работы  над этими картинами художник заказал мебель по рисункам с античных ваз. Стиль  вошел в моду.

     Присущая этому стилю регламентированность полностью исключала возникновение местных национальных школ. Россия – единственная страна-победительница, добровольно импортировала стиль империи. Причина этого, кроме тех. Что мы уже назвали (Россия стала могущественной империей), - в начале XIX века в России существовала мода  на все французское.

     В стиле ампир строились как общественные, так и жилые здания, мемориальные сооружения. В России ампир получил наибольшее распространение в градостроительных ансамблях центра Петербурга, спроектированных К.И. Росси (демонстрируется портрет)(см. Приложение №2)

     К.И. Росси вместе с инженером Бетанкуром и архитектором В.П. Стасовым с 1816 года возглавлял Комитет строений и гидравлических работ и контролировал целенаправленную и планомерную застройку города, создал ансамбли центральных площадей: Дворцовой, Искусств Сенатской (Декабристов), Манежной, Островского и ул. Зодчего Росси.

     Учитель: Покажите на карте ансамбли площадей.

    

         V.      Ансамбль площади Островского и улицы Зодчего Росси. (Сообщение учащихся по Д/З)

    Учащиеся сопровождают рассказ показом объектов на карте, демонстрацией иллюстраций (Приложение №3) или показом презентаций и заполнением таблицы на доске (см. таблица №1.)

     Большим успехом К.И. Росси явилось создание ансамбля Александринского театра. Не ограничивая себя возведением театрального здания, зодчий полностью преобразил обширный район  города от Невского пр. до Фонтанки у Чернышева моста. Вместо прежней, хаотично застроенной и лишенной какой-либо планировки, в этой части города возник стройный комплекс зданий, прочно связанный в единое целое общими архитектурными приемами и формами, одинаковыми художественными соотношениями. Была создана четкая планировочная система площадей, улиц и проездов. Осуществление задуманного архитектором градостроительного проекта, состоящего из 2 площадей (Островского и Ломоносова), 3 садов, Театральной улицы, носящей ныне его имя, и театра произошло в 1828-1832 гг.

    Учитель: Какую из характерных черт ампира мы здесь наблюдаем?

    Учащиеся: МАСШТАБНОСТЬ

Ансамбль включает также павильоны Аничкова дворца (арх. Росси), здание Российской Национальной библиотеки, часть здания, выходящая на площадь Островского построена также К.И. Росси. Между 18 колоннами фасада установлены статуи античных ученых, философов и поэтов.

 Доминирующим центром ансамбля стало здание Александринского театра, одного из самых гармоничных произведений Росси. В архитектуре использованы  ПОРТИК, КОЛОННАДЫ, АРКИ, КОЛОННЫ коринфского ордена. Главный фасад театра открытый на пл. Островского и Невский пр., венчает скульптурная группа, изображающая колесницу Аполлона с квадригой коней (скульптор Пименов). В нишах фасада – статуи муз Терпсихоры и Мельпомены. Совместно с архитектором работали скульпторы С.С. Пименов, В.И. Демут-Малиновский, А. Трискорни и др.

    Учитель: Какую из характерных черт ампира мы здесь наблюдаем?

    Учащиеся: ЕДИНСТВО АРХИТЕКТУРЫ И МОНУМЕНТАЛЬНОЙ СКУЛЬПТУРЫ.

Позже, в 1873 году на площади был установлен памятник Екатерине II работы скульпторов М.А. Чижова (модель статуи Екатерины II) , А.М. Опекушина (модели девяти скульптур) по эскизу художника М.О. Микешина.

Важным звеном ансамбля Александринского театра явилась улица Зодчего Росси. Облик улицы определили два длинных, повторяющих друг друга по архитектуре здания, отмеченные строгим дорическим ордером. Четкость ритма, ясность и простота членений, строгий величественный вид сразу сделали улицу одним из шедевров зодчества. Длина фасадов – 220 м, ширина – 22 м.

 

Постройка

Место

расположения

Архитектор

Годы

постройки

Вид

архитектуры

Характерные черты стиля

(ампир)

Александринский театр

Пл. Островского

К.И. Росси

1828-1832

Общественное здание

Монументальность, масштабность, портик, колоннады, колонны, единство архитектуры и монументальной скульптуры, торжественность

Таблица №1

       VI.      Динамическая пауза.

 

    VII.      Самостоятельная работа учащихся в группах «Черты ампира в архитектурных ансамблях СПб».

 

1 группа – пл. Искусств, Михайловский дворец (приложение №4)

2 группа – Дворцовая пл., арка здания Главного Штаба (приложение №5)

3 группа – Сенатская пл., арка Сената и Синода (приложение №6)

(Виды постройки соответственно – жилая, мемориальная, мемориальная)

Учащиеся анализируют материалы:  фотографии, планы, карту, тексты Приложение №8)  и заполняют таблицу. (см. Приложение №7)

 

 VIII.      Обсуждение. Заполнение таблицы.

       IX.      Вывод.

Учитель: Петербургские ансамбли XIX века сделали город таким, каким его увидел Александр Бенуа:

«Петербург красив, именно в целом или  вернее, огромными кусками, большими ансамблями, широкими панорамами, выдержанными  в известном типе -  чопорном, но прекрасном и величественном.

     В Петербурге есть именно тот римский, жесткий дух, дух порядка, дух формально совершенной жизни.

     В этой чопорности… есть даже что-то фантастическое, какая-то сказка об умном и недобродушном колдуне, пожелавшем создать целый город. Петербург кажется каким-то каменным, в одно и то же время чудовищным и пленительным колоссом.

 

          X.      Домашнее задание.

     Проанализировать по схеме в виде таблицы мемориальные сооружения, посвященные войне 1812 года.

 

       XI.      Подведение итогов урока. 


ЛИТЕРАТУРА

 

  1. Крюковских А.П. Санкт-Петербург. Памятники искусства. Художественно-исторический  очерк. – СПб,: ИД «Паритет», 2004. – 464 с., ил.
  2. Новый иллюстрированный энциклопедический словарь/ Под ред. В.И. Бородулина, А.П. Горкина, А.А. Гусева, Н.М. Ланда и др. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. – 912 с., ил.
  3. Триумфальные арки Ленинграда. Фотоальбом/ Сост. А.Г. Раскин. Лениздат, 1985, - 159 с.: ил.
  4. Ленинград. Рисунки-схемы города. Изд. Агенства печати Новости
  5. Рождественский Вс. Зодчие города на Неве. Москва.: Изд. Художник РСФСР. 1974, - 26 с.
  6. Костылев В.П., Пересторонина Г.Ф. Петербургские архитектурные стили (XVIII – нач. XXв.). – СПб.: «Паритет». 2001, - 256 с.: ил.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ №7

Таблица

Постройка

Место
расположения

Архитектор

Годы
постройки

Вид
архитектуры

Характерные черты стиля(ампир)