« Июнь 2010 »
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30      

Конспект урока (интегрированный с музыкой) Тема: "Красота природы и правда ее отображения в музыке, живописи и архитектуре. Эпоха классицизма в Петербурге" 6 класс

Конспекты уроков Комментарии (49)   

Государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение
для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии
специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат№2 (IV вида)
Кировского административного района
Санкт-Петербурга.

Интегрированный урок с элементами мастерской по музыке и истории и культуре СПб
6 класс

 

Тема: «КРАСОТА ПРИРОДЫ И ПРАВДА ЕЕ ОТОБРАЖЕНИЯ В МУЗЫКЕ, ЖИВОПИСИ И АРХИТЕКТУРЕ.
           ЭПОХА КЛАССИЦИЗМА В ПЕТЕРБУРГЕ»

 

                                                                                                                                                                   Учитель истории и культуры СПб Сторчилова А.А. совместно с   учителем музыки Первушина И.А.

 

Цель: сформировать понятие «классическая музыка» и дать представление о воплощении идей классицизма в архитектуре, садово-парковом искусстве и музыке;

 

Задачи:

Обучающие: 1) познакомить с творческой биографией А.Г. Рубинштейна, П.И. Чайковского и историей основания Петербургской Консерватории;

                      2) повторить песню Т. Гальперина «Осенний романс».

Развивающие: 1) формировать умение слушать исполнение классической музыки и представлять картины природы;

                         2)  развивать эстетический вкус, чувство прекрасного;  развивать познавательный интерес через дифференцированное домашнее задание,

                          3) закрепить полученные ранее знания, активизируя различные виды ассоциативной памяти, используя картины художников XIX в, видеозарисовки города, музыкальные произведения: А. Рубинштейн романс «Клубится волною», «Вальс-каприз», П. Чайковский Симфония №1 «Зимние грезы».

Воспитательные: воспитывать любовь к классической музыке, родному городу через эстетическую нравственную силу музыкального и изобразительного искусства.

 

Оборудование и материалы:

 Портреты А.Г. Рубинштейна, П.И. Чайковского, фото Петербурга, Петербургской Консерватории, картины художников по теме: «Петербург – реки, каналы», видеофильм «Зимний Петербург» в музыкальном сопровождении П.И. Чайковский Симфония №1 «Зимние грезы»; презентация: «Пригороды Петербурга. Павловский курзал», музыкальные записи: А. Рубинштейн романс «Клубится волною», «Вальс-каприз».

 

                            Природа вошла в русское искусство так, как входит она в  
    нашу жизнь.  Без природы искусство задохнулось бы, как мы
сами  задыхаемся, когда  подолгу бываем от природы оторваны.
Д. Кабалевский

 Ход урока:

 I. Организационный момент

II. Объявление темы и цели урока.

Вступительное слово:

      Сегодня у нас необычный урок. Сегодня мы будем слушать музыку, наслаждаться прекрасными пейзажами и видами Петербурга, говорить о русской природе, нашем городе. Тема нашего урока: «Красота природы и правда ее отображения в музыке, живописи и архитектуре. Эпоха классицизма в Петербурге»

     Классицизм – предмет нашего изучения на уроках истории и культуры Санкт-Петербурга в этом году. Этот стиль появляется в России в эпоху просвещения, в правление императрицы Екатерины Великой. Именно тогда в обществе появляется интерес к природе, как кладезю эстетических, нравственных впечатлений, научных знаний. Гармония природы нашла свое отображение в архитектуре, музыке, живописи эпохи классицизма. Древние греки говорили: «Архитектура – музыка застывшая в камне» А музыка, в свою очередь – рождалась из звуков природы.

 Стихотворение «Музыка» М. Ивенсена

                                   Музыка

                    Послушай: музыка вокруг;
                    Она во всем – в самой природе,
                    И для бесчисленных мелодий
                    Она сама рождает звук.
                    Ей служат ветер, плеск волны,
                    Раскаты грома, звон капели,
                    Птиц несмолкаемые трели
                    Среди зеленой тишины.
                    И дятла дробь, и поездов
                    Гудки, чуть слышные в дремоте,
                    И ливень – песенкой без слов,
                    Все на одной звенящей ноте.
                    А снега хруст, а треск костра!
                    А металлическое пенье,
                    И звон пилы, и топора!
                    А проводов степных гуденье!
                    …Вот почему-то иногда
                   Почудится в концертном зале,
                   Что нам о солнце рассказали,
                   О том, как плещется вода,
                   Как ветер шелестит листвой,
                   Как, заскрипев, качнулись ели…
                   А это арфы нам напели,
                   Рояль, и скрипка, и гобой.
                                                        М. Ивенсен

      Сегодня мы попробуем объединить эти стороны бытия человека. Героями нашего урока будут петербуржцы, которые жили здесь, черпали свое вдохновение.

 Определение классицизма.

  А что такое классицизм? Дайте определение.

 Диалог с учащимися о классической музыке.

                                  На доске слова – стиль XVII – XVIII вв                                                                                                      

                                               Основы

                                               Высокие художественные требования

                                               Глубина

                                               Содержательность

                                               Идейная значительность

                                               Совершенство формы

 

III.  Основание Петербургской Консерватории и биография А.Г. Рубинштейна

     Антон Григорьевич Рубинштейн – русский пианист, композитор, дирижер, музыкально-общественный деятель. Родился в небогатой семье. Фортепьянной игре обучался сначала у матери, затем у известного в свое время педагога А.И. Виллуана. Мальчиком совершил триумфальное концертное турне по городам Европы. Находясь за границей, учился в Берлине, Вене, общался с Мендельсоном, оказавшим влияние на формирование творчества молодого Р. По возвращении в Петербург выступал как пианист и дирижер. В 1850 году написал первую оперу. Плодовитый композитор, Р. обращался к различным музыкальным жанрам – к опере, оратории, симфонии, концерту, романсу, сольной и ансамблевой инстр. пьесе. Он широко опирался на интонации рус.гор.фольклора, вместе с тем использовал устоявшиеся формы зарубежной музыки. Завоевал славу одного из величайших пианистов современности.

     По инициативе и под руководством Р. были организованы Певческая академия (1858), Русское музыкальное общество (1859 дирижировал оркестром) и первая в России консерватория - Петербургская (1862, до 1867 – ее профессор и директор).

    

 IV. Весна. Романс А. Рубинштейна «Клубится волною»

      Весну на нашем уроке представляет романс А.Г. Рубинштейна «Клубится волною».

     Прослушайте.

     Вы услышали весну?

     Дайте музыкальный анализ.

     Просмотрите иллюстрации, которые лежит у вас на столах. Выберите одну, которая, по вашему мнению, больше всего подходит к звучанию романса.. (Уч-ся выбирают иллюстрации, прикрепляют их на доску)

 

V. Лето. А. Рубинштейн «Вальс-каприз»

      Другое произведение, другое время года. Лето.

     Летом наш город пустел. Вся публика отправлялась загород, в пыльном, скучном Петербурге оставались только рабочие, которые ремонтировали мостовые, набережные, подкрашивали фасады особняков, строили новые здания.. Для увеселения публики, в пригородных парках строились концертно-танцевальные залы, где устраивались танцевальные и концертные вечера.

     Прослушайте вальс-каприз А. Рубинштейна и посмотрите видео-презентацию «Павловский курзал».

     Музыкальный анализ произведения.

 

VI. П.И. Чайковский Симфония №1 «Зимние грезы».

Зиму представляет произведение другого композитора. П.И. Чайковский был выпускником и первым учеником Петербургской Консерватории.

Рассказ о П.И. Чайковском.

         Петр Ильич Чайковский – русский композитор, дирижер, музыкально-общественный деятель. Родился в семье горного инженера, начальника Камско-Воткинского завода и позже директора Технологического института в Петербурге. Уже в детстве проявилось влечение Ч. к музыке. В 5 лет начал учиться игре на фортепиано, однако профессиональное призвание определилось поздно. В 1859 году Ч. окончил Училище правоведения в Петербурге и поступил на службу в Министерство юстиции. К этому времени относятся первые попытки композиции. В 1861 начал заниматься в классах РМО, преобразованных в Петербургскую консерваторию. Здесь Ч. учился под руководством Рубинштейна и др. педагогов. В 1865 году окончил консерваторию с отличием, переезжает в Москву. И дальнейшая его жизнь связана с Москвой. Но, дух Петербурга, усвоенный в юности, оказал значительное влияние на творчество композитора.

     Первое объемное произведение по окончании Консерватории – Симфония №1 «Зимние грезы». Она посвящена А.Рубинштейну. Прослушайте фрагмент и посмотрите видео-зарисовку «Зимний Петербург».

     Дайте музыкальный анализ произведения.

 

VII. Исполнение песни Т. Гальперина «Осенний романс»

      О каком времени года мы еще не говорили на нашем уроке? (Осень)

      Сейчас мы слово предоставим вам. Вы исполните романс ленинградского, Санкт-Петербургского композитора Теодора Гальперина «Петербургская осень». Эта музыкальная форма созвучна нашему городу и эпохе классицизма, о которой мы говорили на нашем уроке. И это будет прекрасное завершение урока.

 

VIII. Итог урока. Рефлексия.

 Продолжите одну из фраз 

Сегодня мне понравилось (запомнилось)…
Сегодня на уроке я узнал(а), что музыка, природа, архитектура, Петербург …

 

  ЛИТЕРАТУРА

 

  1. Гальперин Т. Свидание Невского с Невой…/ Песни о Санкт-Петербурге для голоса в сопровождении гитары. Изд-во «Композитор. Санкт-Петербург», 2003 г., 56 с.: ил.
  2. Музыкальная энциклопедия/под ред. Ю.В. Келдыша, т.2, с. 910, Консерватория
  3. Музыкальная энциклопедия/под ред. Ю.В. Келдыша, т. 4, с. 731 – 738 А. Рубинштейн
  4. Музыкальная энциклопедия/под ред. Ю.В. Келдыша, т.6, с. 171- 189 П.И. Чайковский
  5. Резанов А.С. Музыкальный Павловск, Л, издательство «Музыка» Ленинградское отделение, 1978, 230 с., ил.

 

Конспект урока Тема: "Ампир в архитектурном облике Петербурга середины XIX века" 9 класс

Конспекты уроков Комментарии (3)   

Государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение
для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии
специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат№2 (IV вида)
Кировского административного района
Санкт-Петербурга
______________________________________________

                                                                                  КОНСПЕКТ УРОКА
                                                                                 ПО ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЕ СПб в 9 КЛАССЕ

 

                                                                                                Тема:

АМПИР В АРХИТЕКТУРНОМ ОБЛИКЕ ПЕТЕРБУРГА
СЕРЕДИНЫ XIX ВЕКА

Учитель: СТОРЧИЛОВА А.А.

 

 

ЦЕЛЬ УРОКА: дать понятие об архитектурном стиле ампир, облике Санкт-  Петербурга середины  XIX в.

 

ЗАДАЧИ УРОКА:

    1. Продолжать учить самостоятельной работе по анализу архитектурных памятников, работе с иллюстрацией, картой-схемой.

    2. Закреплять умение работать со справочной литературой.

    3. Продолжать учить работать в группе.

 

ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ:

«Победный марш (фанфарный) Слава России» (неизв. автор XIX в.); карточка со словарной статьей «империя» (толковый словарь русского языка); автопортрет и репродукции картин Давида Ж.Л. ("Портрет мадам Рикомье", "Клятва Горациев", "Ликторы приносят Бруту тела его сыновей"; портрет К.И. Росси; карта СПб; рисунки-схемы ансамблей центральных площадей СПб; иллюстрации: арка Главного Штаба и фрагменты, арка Сената и Синода и фрагменты, Александринский театр и улица  Зодчего Росси и фрагменты, Михайловский дворец (Русский музей) и решетка перед дворцом. Или презентация, включающая перечисленные материалы.

 Приложения см. во вложенных папках

ПОДГОТОВКА: учащиеся готовят домашнее задание на тему: «Ансамбль пл. Островского, Александринский театр»  в виде сообщений  и презентаций.

 

 ХОД УРОКА:

              I.      Организационный момент

       Учащиеся рассаживаются за столы по 4-5 человек

На столах приготовлены комплекты материалов для самостоятельного  изучения в группах.

 

          II.      Заставка урока.

     Звучит музыка XIX в.: «Победный марш» (неизвестный автор в исполнении духового оркестра).

Учитель: В 1814 году Россия и Петербург встречали победителей в Отечественной войне 1812 г. народ ликовал. В стране наблюдался небывалый национальный и патриотический подъем. Россия в первой четверти XIX в. становится крупнейшей и сильнейшей империей Европы.

 

       III.      Объявление темы урока. Понятие об архитектурном стиле «ампир».

     Учитель: Что такое империя? Ваши ассоциации. (ответы учащихся записываются на доске в виде кластера, обобщаются. Выводится понятие «империя»).

     Учащиеся (совещаются в группах):

                         Огромное государство      

Государство,                                                          жесткое
управляемое               ИМПЕРИЯ                             правление
 императором

 

                   Римская                   Египет          армия
                   империя

 

     Учитель: Проверим наши выводы. Прочитаем словарную статью.

     Учащиеся (читают словарную статью)

 

ИМПЕРИЯ – монархическое государство во главе с императором, вообще государство, состоящее из территорий, лишенных экономической и политической самостоятельности и управляемых из единого центра.

 

     Учитель: В это время в России появляется архитектурный стиль АМПИР, само название которого в переводе с французского языка означает «империя». Это тема нашего урока.

     Запись в тетради: ампир – от фр. «империя». Художественный стиль, созданный во Франции в эпоху Наполеона Бонапарта, наследующий традиции Др. Рима и Египта. В России развивался с 1810-х по 1830-е гг.

    Стиль должен был демонстрировать национальный подъем и патриотический пафос того времени. Что должно быть характерно для этого стиля?

     Учащиеся (совещаются в группах):

     Учитель ответы учащихся фиксирует на доске, дополняя их в процессе работы на уроке

 

МАССИВНОСТЬ

СКУЛЬПТУРА

ГЕРАЛЬДИЧЕСКИЕ ЗНАКИ

МОНУМЕНТАЛЬНОСТЬ

ОРДЕР

АНСАМБЛЕВОСТЬ

ПОРТИК

АРМАТУРА

КОЛОННАДЫ

 

       IV.      ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ СТИЛЯ. Лекция учителя.

 

     Главная роль в формировании стиля принадлежала не архитектору. А живописцу Давиду Жаку Луи («Клятва Горациев», «Брут» и др.) (см. Приложение №1) Для работы  над этими картинами художник заказал мебель по рисункам с античных ваз. Стиль  вошел в моду.

     Присущая этому стилю регламентированность полностью исключала возникновение местных национальных школ. Россия – единственная страна-победительница, добровольно импортировала стиль империи. Причина этого, кроме тех. Что мы уже назвали (Россия стала могущественной империей), - в начале XIX века в России существовала мода  на все французское.

     В стиле ампир строились как общественные, так и жилые здания, мемориальные сооружения. В России ампир получил наибольшее распространение в градостроительных ансамблях центра Петербурга, спроектированных К.И. Росси (демонстрируется портрет)(см. Приложение №2)

     К.И. Росси вместе с инженером Бетанкуром и архитектором В.П. Стасовым с 1816 года возглавлял Комитет строений и гидравлических работ и контролировал целенаправленную и планомерную застройку города, создал ансамбли центральных площадей: Дворцовой, Искусств Сенатской (Декабристов), Манежной, Островского и ул. Зодчего Росси.

     Учитель: Покажите на карте ансамбли площадей.

    

         V.      Ансамбль площади Островского и улицы Зодчего Росси. (Сообщение учащихся по Д/З)

    Учащиеся сопровождают рассказ показом объектов на карте, демонстрацией иллюстраций (Приложение №3) или показом презентаций и заполнением таблицы на доске (см. таблица №1.)

     Большим успехом К.И. Росси явилось создание ансамбля Александринского театра. Не ограничивая себя возведением театрального здания, зодчий полностью преобразил обширный район  города от Невского пр. до Фонтанки у Чернышева моста. Вместо прежней, хаотично застроенной и лишенной какой-либо планировки, в этой части города возник стройный комплекс зданий, прочно связанный в единое целое общими архитектурными приемами и формами, одинаковыми художественными соотношениями. Была создана четкая планировочная система площадей, улиц и проездов. Осуществление задуманного архитектором градостроительного проекта, состоящего из 2 площадей (Островского и Ломоносова), 3 садов, Театральной улицы, носящей ныне его имя, и театра произошло в 1828-1832 гг.

    Учитель: Какую из характерных черт ампира мы здесь наблюдаем?

    Учащиеся: МАСШТАБНОСТЬ

Ансамбль включает также павильоны Аничкова дворца (арх. Росси), здание Российской Национальной библиотеки, часть здания, выходящая на площадь Островского построена также К.И. Росси. Между 18 колоннами фасада установлены статуи античных ученых, философов и поэтов.

 Доминирующим центром ансамбля стало здание Александринского театра, одного из самых гармоничных произведений Росси. В архитектуре использованы  ПОРТИК, КОЛОННАДЫ, АРКИ, КОЛОННЫ коринфского ордена. Главный фасад театра открытый на пл. Островского и Невский пр., венчает скульптурная группа, изображающая колесницу Аполлона с квадригой коней (скульптор Пименов). В нишах фасада – статуи муз Терпсихоры и Мельпомены. Совместно с архитектором работали скульпторы С.С. Пименов, В.И. Демут-Малиновский, А. Трискорни и др.

    Учитель: Какую из характерных черт ампира мы здесь наблюдаем?

    Учащиеся: ЕДИНСТВО АРХИТЕКТУРЫ И МОНУМЕНТАЛЬНОЙ СКУЛЬПТУРЫ.

Позже, в 1873 году на площади был установлен памятник Екатерине II работы скульпторов М.А. Чижова (модель статуи Екатерины II) , А.М. Опекушина (модели девяти скульптур) по эскизу художника М.О. Микешина.

Важным звеном ансамбля Александринского театра явилась улица Зодчего Росси. Облик улицы определили два длинных, повторяющих друг друга по архитектуре здания, отмеченные строгим дорическим ордером. Четкость ритма, ясность и простота членений, строгий величественный вид сразу сделали улицу одним из шедевров зодчества. Длина фасадов – 220 м, ширина – 22 м.

 

Постройка

Место

расположения

Архитектор

Годы

постройки

Вид

архитектуры

Характерные черты стиля

(ампир)

Александринский театр

Пл. Островского

К.И. Росси

1828-1832

Общественное здание

Монументальность, масштабность, портик, колоннады, колонны, единство архитектуры и монументальной скульптуры, торжественность

Таблица №1

       VI.      Динамическая пауза.

 

    VII.      Самостоятельная работа учащихся в группах «Черты ампира в архитектурных ансамблях СПб».

 

1 группа – пл. Искусств, Михайловский дворец (приложение №4)

2 группа – Дворцовая пл., арка здания Главного Штаба (приложение №5)

3 группа – Сенатская пл., арка Сената и Синода (приложение №6)

(Виды постройки соответственно – жилая, мемориальная, мемориальная)

Учащиеся анализируют материалы:  фотографии, планы, карту, тексты Приложение №8)  и заполняют таблицу. (см. Приложение №7)

 

 VIII.      Обсуждение. Заполнение таблицы.

       IX.      Вывод.

Учитель: Петербургские ансамбли XIX века сделали город таким, каким его увидел Александр Бенуа:

«Петербург красив, именно в целом или  вернее, огромными кусками, большими ансамблями, широкими панорамами, выдержанными  в известном типе -  чопорном, но прекрасном и величественном.

     В Петербурге есть именно тот римский, жесткий дух, дух порядка, дух формально совершенной жизни.

     В этой чопорности… есть даже что-то фантастическое, какая-то сказка об умном и недобродушном колдуне, пожелавшем создать целый город. Петербург кажется каким-то каменным, в одно и то же время чудовищным и пленительным колоссом.

 

          X.      Домашнее задание.

     Проанализировать по схеме в виде таблицы мемориальные сооружения, посвященные войне 1812 года.

 

       XI.      Подведение итогов урока. 


ЛИТЕРАТУРА

 

  1. Крюковских А.П. Санкт-Петербург. Памятники искусства. Художественно-исторический  очерк. – СПб,: ИД «Паритет», 2004. – 464 с., ил.
  2. Новый иллюстрированный энциклопедический словарь/ Под ред. В.И. Бородулина, А.П. Горкина, А.А. Гусева, Н.М. Ланда и др. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. – 912 с., ил.
  3. Триумфальные арки Ленинграда. Фотоальбом/ Сост. А.Г. Раскин. Лениздат, 1985, - 159 с.: ил.
  4. Ленинград. Рисунки-схемы города. Изд. Агенства печати Новости
  5. Рождественский Вс. Зодчие города на Неве. Москва.: Изд. Художник РСФСР. 1974, - 26 с.
  6. Костылев В.П., Пересторонина Г.Ф. Петербургские архитектурные стили (XVIII – нач. XXв.). – СПб.: «Паритет». 2001, - 256 с.: ил.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ №7

Таблица

Постройка

Место
расположения

Архитектор

Годы
постройки

Вид
архитектуры

Характерные черты стиля(ампир)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРОГРАММА «ПРОШЛОЕ НА КОНЧИКАХ ПАЛЬЦЕВ» И ШКОЛЬНЫЙ КУРС ИСТОРИИ

Статьи, публикации Комментарии (1)   

Сторчилова А.А., Неживенок В.В.

Выступление на круглом столе В РХЦ «Старая Деревня»

 Государственного Эрмитажа

 

ПРОГРАММА «ПРОШЛОЕ НА КОНЧИКАХ ПАЛЬЦЕВ»  И ШКОЛЬНЫЙ КУРС ИСТОРИИ

 

     Программа «Прошлое на кончиках пальцев» - яркий пример воплощения в жизнь современной идеи гуманизации образования. С точки зрения приобщения детей с ограниченными возможностями здоровья к культуре на самом высоком уровне,  их социализации значение программы трудно переоценить.  Говоря о высоком уровне, мы подразумеваем научность,  достоверность  

     С самого начала, при обсуждении  идеи создания археологического класса для наших детей на базе Фондохранилища Эрмитажа, мы восприняли ее не только как идею осуществления некой новой уникальной формы взаимодействия специальной школы с музеем, но и как возможность расширить, конкретизировать, дополнить знания учащихся по истории и краеведению. Специалисты Эрмитажа, уже на этапе разработки первых вариантов программы, прислушались к нашим пожеланиям о том, чтобы последовательность занятий в археологическом классе соответствовала программе школьного курса всеобщей истории и истории и культуры Санкт-Петербурга. Мы руководствовались теми доводами, что, во-первых, незрячие дети таким образом смогут интегрировать знания, полученные на разных  занятиях   (что для наших детей, в силу их специфических особенностей, представляет особую трудность); и во-вторых, такая скоординированность программ поможет ребятам легче воспринимать и усваивать трудный для них исторический материал, как на уроках, так и на занятиях вне стен учебного заведения. В школе учащиеся получают какие-то исторические сведения, иногда очень общие и не всегда актуальные для детей, а  занятия в Фондохранилище помогают им эти знания закрепить, сделать их более конкретными,  «осязаемыми» в буквальном и переносном смысле. И наоборот, добытые в направленном, но самостоятельном поиске, в игре знания, дополняются, систематизируются и закрепляются на уроках. Как показал опыт трех лет, такое построение программы «Прошлое на кончиках пальцев» действительно оправдано и оптимально.

     Рассмотрим, как же соотносятся  программы в археологическом классе и школьного курса истории:

     

 

Год обучения по программе/

Класс

Программа

«Прошлое на кончиках пальцев»

(темы занятий)

Программа

общеобразовательной школы

(темы уроков)

1 год обучения/ 4 класс

 

 
 
I полугодие

1. Что такое археология (вводное занятие)2. Каменный век. Происхождение человека
3. Искусство палеолита (наскальная живопись)

II полугодие

  1. Новокаменный век (неолит)
  2. Искусство новокаменного века (мезолит, неолит)

Ознакомление с окружающим миром
I полугодие







 II полугодие

  1. Начало истории человечества. Мир древности.

 

     Программа школьного курса «Ознакомление с окружающим миром» является важной, так как дает детям начальные знания по многим дисциплинам, в том числе и по истории. Она рассчитана на 2 часа в неделю (72 урока в год), а отводится на изучение этого предмета в нашей школе всего 1 час в неделю (36 уроков в год). Часть тем приходится сокращать или не давать вовсе. Занятия в Фондохранилище в 4 классе дают возможность учителям школы компенсировать в какой-то степени недостаток учебного времени. 

 

Год обучения по программе/
Класс

Программа
«Прошлое на кончиках пальцев»
(темы занятий)

Программа
общеобразовательной школы
(темы уроков)

2 год

обучения/

5 класс

I полугодие

Эпоха бронзы

  1. Общая характеристика эпохи
  2. Особенности металлообработки
  3. Быт, религиозные представления




 

 II полугодие

  1. Великие цивилизации эпохи бронзы (Шумер, Египет)
  2. Великие цивилизации эпохи бронзы (Троя)

 

I полугодие

Рассказы по истории России

  1. Источники знаний о прошлом. Археология,  вспомогательные исторические дисциплины.
  2. Жизнь первобытных людей.

История Древнего Мира

  1. Древний Египет
  2. Западная Азия в древности

 


 II полугодие

История Древнего Мира

  1. Древнейшая Греция (Микены и Троя)
  2. Древнейшая Греция (Афины)
  3. Древний Рим

    

     Изучение истории начинается с 5 класса. Поскольку предметом изучения в самом начале является жизнь и быт первобытных людей, письменных источников, подтверждающих нахождение человечества на Земле в эти эпохи, не существовало, а знания о жизни людей нам может дать лишь археология и вспомогательные исторические дисциплины, то на вводных занятиях много говориться именно об этих науках. На уроках учителя не углубляются в специфику, лишь знакомят детей в познавательной форме с трудом археолога. Кстати сказать, в 5 классе один из первых уроков  по истории и культуре СПб также посвящен археологии в нашем крае.

     Благодаря программе «Прошлое на кончиках пальцев», к 5 классу дети многое уже знают о работе археолога, о науке археологии, так что остается только уточнить и обобщить представления учащихся.

    

Год обучения по программе/

Класс

Программа

«Прошлое на кончиках пальцев»

(темы занятий)

Программа

общеобразовательной школы

(темы уроков)

3 год обучения/ 6 класс

I полугодие

  1. Железный век
  2. Скифы
  3. Быт и религиозные представления скифов

 

 




II полугодие

  1. Городская культура Древней Руси
  2. Старая Ладога

I полугодие

История России с древности до конца XVI  в.

  1. Восточные славяне. Древнейшие поселения, родоплеменные отношения
  2. Русь в IX – первой половине XII века
  3. Русь в XII – XIV вв.
  4. Московское государство в XV. XVI вв.



II полугодие

История средних веков

  

     К теме Старой Ладоги мы возвращаемся еще раз в 7 классе в курсе истории и культуры СПБ, когда в начале года начинаем изучать древние православные храмы нашего края.

     Как видно, программа «Прошлое на кончиках пальцев» и школьный курс истории прекрасно сочетаются, дополняя друг друга. И к концу 3 года этого нашего сотрудничества с Эрмитажем мы видим положительные результаты. Учителя истории отмечают, что  на уроках по темам, знакомым учащимся по занятиям в археологическом классе, дети проявляют повышенную активность, легче справляются с самостоятельной работой, решают исторические задачи. Уроки по этим темам учителя могут строить не только в форме лекции или беседы, но и в форме игры, конференции. Ученики охотно подбирают дополнительный материал к урокам, делают доклады, сообщения, презентации (например, учащиеся нынешнего 7 класса сделали презентацию к уроку истории и культуры СПб о Старой Ладоге, церкви Св. Георгия с использованием фотографий макета Ладожской крепости и тех снимков, которые были сделаны во время весенней экскурсии, завершившей занятия по программе в прошлом году.

     Учителя начальной школы благодаря впечатлениям, полученным  от поездок в Фондохранилище, имеют дополнительную возможность для развития связной речи слабовидящих учащихся. Дети пишут маленькие сочинения о том, что узнали на занятиях.  

     Интересно, что программа «Прошлое на кончиках пальцев» расширяет знания учащихся по географии. В 5 и 6 классах были организованы выставки детских поделок по теме: «Быт древних людей» Пятиклассники делали макеты костров, ученики 6 класса – макеты жилищ древних людей.

    

     Хотелось бы, чтобы работа по программе «Прошлое на кончиках пальцев» не ограничивалась 3 годами обучения. Мы ждем продолжения. Занятия на тему «Транспорт» и «История одежды» прекрасно сочетались бы с уроками в 8 и 9 классах по курсу истории и культуры СПб. По программе мы изучаем быт Петербурга XVIII-XX вв. Кроме того, старшеклассники не хотят расставаться с археологическим классом. Несколько повторительно-обобщающих занятий по программе в 10-11 классах были бы полезны учащимся старшей школы при подготовке к ЕГЭ. И это соответствовало бы современной концепции исторического образования и новой программе по истории, перешедшей на концентр.

Design by JuliettaRose Studio. Support RusEdu
Администрация сайта не несёт ответственности за размещаемый пользователями контент.